Глобальный дефицит контейнеров: почему логистика дорожает?

25 февраля 2025 // Советы покупателям
Глобальный дефицит контейнеров: почему логистика дорожает?
Мировая логистика столкнулась с нехваткой контейнеров, что обернулось резким скачком цен на перевозки. Как сообщает CNBC, доставка подорожала на 300%.
В современном мире больше 80% товаров перемещается по морю, большая часть из которых — в металлических контейнерах. И лишь оставшиеся 10–20% — по земле и воздуху. Это смартфоны, бытовая техника, одежда, фрукты и многие другие привычные нам вещи. Общая стоимость товаров, путешествующих таким образом, исчисляется триллионами долларов.

В течение последних нескольких лет сформировался дефицит этих контейнеров, который ударил по глобальной торговле, ценам и срокам доставки.

Контейнеров не хватает, а цены растут

Мировая логистика столкнулась с нехваткой контейнеров, что обернулось резким скачком цен на перевозки. Как сообщает CNBC, доставка подорожала на 300%. Особенно страдают импортеры товаров из Китая — контейнеры попросту застряли в США и Европе, тогда как в Азии их катастрофически не хватает.

Причина – в дисбалансе восстановления экономики после пандемии коронавируса, которая началась в 2020 году. Китай быстро вышел из кризиса и начал активно экспортировать товары, но в обратную сторону грузопоток гораздо слабее. В итоге пустые контейнеры оседают не там, где они действительно нужны.

Добавим к этому проблему с производством новых контейнеров: дефицит стали и древесины тормозит выпуск, а цены на них растут.

Изношенность контейнеров: новых всё меньше, а старые отправляются в утиль

Ситуацию усугубляет то, что старые контейнеры массово идут в металлолом, а новых выпускается меньше, чем необходимо рынку. Производство контейнеров сократилось ещё в 2019 году, а в пандемийный 2020-й – и подавно. В результате на заводах склады пустеют, а новые партии приходится ждать месяцами.

Понимая, что на контейнеры сейчас бешеный спрос, производители подняли и продолжают поднимать цены. Китайские компании, доминирующие в этом бизнесе, уже продают контейнеры по 2500 долларов, тогда как немногим ранее они стоили 1600. Аренда тоже подорожала – в некоторых регионах на 50% всего за полгода.

Кризис усугубляет нехватка рабочих рук

Как будто логистических проблем мало, транспортная отрасль также столкнулась с кадровым голодом. По некоторым подсчетам специалистов, в мире не хватает до 500 000 водителей грузовиков, а также экспедиторов, механиков, электриков, работников складов и даже IT-специалистов. Все это замедляет оборот контейнеров, затягивает сроки доставки и увеличивает издержки.

Когда все наладится?

Есть хорошие новости: Китай увеличил производство контейнеров, и к концу 2025 года ситуация может стабилизироваться. Морские перевозчики тоже не сидят сложа руки – строятся новые суда, которые должны разгрузить порты и наладить логистику.

Большинство экспертов сходится на том, что в текущем 2025 году, несмотря на ряд трудностей, ситуация с контейнерными грузоперевозками в России стабилизируется и покажет прирост в импортном и экспортном направлениях.

Но пока что этот кризис остается болезненной темой для бизнеса и потребителей – стоимость доставки по-прежнему остается высокой, а сроки поставок бывают нестабильны.